События
17.04.2014    Художественная галерея “Lenbachhaus” (Мюнхен): объективная оценка качества нового освещения экспозиционных залов


Светорегулирующая система, использованная в галерее “Lenbachhaus”, в процессе наладки осветительных систем позволяла осуществлять 91 заранее запрограммированный режим освещения (различные сочетания параметров E / Тц - «средняя освещенность картины / цветовая температура излучения светодиодных светильников).
Для оценки качества освещения сотрудники светотехнической кафедры Дармштадтского университета выбрали 25 режимов с различными E / Тц.

Подверглись измерениям, расчётам и последующей оценке: цветовая температура светового излучения Тц, качество цветопередачи (Ra, R9, R12) потенциал повреждения экспонатов (критерий гарантии сохранности экспонатов под влиянием облучения источниками света с тем или иным спектром).

Спектр излучения измерялся спектрорадиометром “Konica Minolta CS1000”(Япония). Объектов прибора направлялся на равномерно освещенную, белую, диффузно отражающую стену (ρ = 95%). Освещенность и равномерность её распределения определялись по информации, полученной яркостной камерой модели “LMK94-3” (фирмы TechnoTeam (Германия). Расчёт вёлся по классической формуле Е = Lπ /ρ.

Величина коэффициента отражения (ρ = 95%) определялась с помощью люксметра “HCT-99” (фирма Gigahertz-Optic) и упомянутой выше электронной яркостной камеры.

Для идентификации помещения (зала) по полученному распределению яркости вычислялась E и равномерность распределения освещенности (g1 = Eмин : Еср).

Фото 1. Спектры излучения светодиодов с различной цветовой температурой излучения.

На фото 1 в абсолютных величинах (Вт/м²•нм) представлены спектральная интенсивность холодно-белого и тёпло-белого излучения светодиодов.
В зоне λ = 440-470 нм явно видны два пика длин волн от излучения голубых светодиодов; максимум спектра у зелёных светодиодов – при λ = 510 нм, а у красных – при λ = 660 нм. Этот диапазон излучения – λ = 660-680 нм очень важен для того, чтобы достоверно воспроизводились различные тона красных красок, которые использовались мастерами живописи с ХV и до XIX в.

Значения Тц варьировались от 2700 до 5000 К (фото 2). Внутри выбранного диапазона освещенности они оставались примерно неизменными.

Фото 2. Цветовая температура излучения при 25 исследованных режимов светодиодного освещения (от 2700 до 5000 К).

На фото 2 показаны величины общего (Ra) и специальных индексов цветопередачи (R9 – характеризует качество воспроизведения красных цветов, R12 – голубых и синих). Как видно, общий индекс цветопередачи Ra, как правило, > 90, чаще всего даже Ra > 93.

Фото 3. Величины общего и частных индексов цветопередачи (Ra, R9, R12) при 25-ти вариантах светодиодного освещения, спектры которого представлены на фото 2.

Преобладающее значение частного индекса для насыщенных красных цветов R9 > 90, так как λ макс = 660 нм фирмой-изготовителем была выбрана оптимально.

В режимах освещения с Тц = 4000 и 5000 К величина специального индекса для оценки голубых цветов лежит в пределах R12 = 78-90, а при Тц = 2700-4000 K значение этого индекса превышает 90.

Если сопоставить характеристики цветопередачи металлогалогенных ламп, используемых для кино-и видеосъемок (R9 = 60, R12 = 90-91), то сравнение будет явно в пользу новых моделей белых светодиодов (значения R9, R12 превышают 85 и 90 соответственно).

Это даёт новые возможности для адекватного воспроизведения насыщенных красных, голубых, пурпурных и др цветов (например, при освещении картины «Голубая лошадь» художника Франца Марка (из группы «Синий всадник», 1911 г.).

На фото 4 представлены результаты измерений вертикальной освещенности (Ев) трёх стен. Величины Ев могли варьироваться от 50 лк (для произведений старых мастеров, рисунков, акварелей) и до 500 лк – для экспонатов с высокой светостойкостью.

Фото 4. Величины средней вертикальной освещенности на поверхностях 3-х стен.

Равномерность распределения вертикальной освещенности g1 = Ев мин./Ев cр. превышала 0,75. Это обеспечивает зрителям комфортные условия восприятия экспонируемых произведений, созданных в различные временные эпохи.

В опубликованных в последние годы работах различных авторов высказывалось опасение, что белые светодиоды в музейном освещении могут представлять повышенную опасность с точки зрения вредного воздействия на живописные экспонаты (из-за наличия в их спектре голубой компоненты).
Фундаментальные исследования, проведенные в последние 2 года сотрудниками кафедры светотехники Дармштатдского университета не позволили подтвердить эти сомнения. (здесь бы дать ссылку на статьи по потенциалу повреждения).
Напомним, что белое излучение с той или иной Тц в залах галереи было результатом смеси в различных пропорциях излучений красных, зелёных, голубых, лиловых и белых светодиодов.
На графиках фото 5, 6 и в табл.1 даны зависимости величин потенциала повреждения живописных произведений («масло-холст») от цветовой температуры излучения Тц светодиодов в «шедовых» светильниках и в светящих потолках. (Аналогичные результаты были получены и для залов с карнизами отраженного света).
Из данных табл. 1 видно, что стандартные белые светодиоды с конверсионным люминофором и специально созданные OSRAM cветильники (с 5 разноспектральными светодиодами) по величине потенциала повреждения не отличаются.

При пороговой облучённости 850 Вт ∙ ч/м² (CIE 157:2004; для картин, написанными масляными красками на холсте) можно для Ев = 200 лк рассчитать пороговое (предельно допустимое) время облучения (tпор) в часах (см. табл.2).

При освещенности 200 лк пороговое время облучения при освещении светодиодами с Тц = 3000 К – максимально (более 24,2 тыс. ч).
Наиболее близки к этому времени (22,9 тыс. ч) люминесцентные лампы «940 white de-luxe» с Тц = 4000 К и Ra>90 с пленкой, фильтрующей УФ-компоненту.

Наименьшим пороговым временем облучения (16,1 тыс. ч) характеризуются такие же люминесцентные лампы, но без защитной УФ-плёнки.
Подробные данные, приведенные в обеих частях публикации о новом освещении мюнхенской галереи “Lenbachhaus”, дают все основания аргументировано утверждать, что регулируемые светодиодные системы – это перспективное будущее музейных осветительных технологий.

Такое утверждение, естественно, относится как к модернизируемым, так и к новым проектам освещения экспозиционных залов.

Успех будет сопутствовать только при тесном содружестве светотехников-проектировщиков, светодизайнеров, архитекторов, художников, реставраторов, искусствоведов, хранителей экспозиций и, конечно, поддержке государства.
В своем роде уникальный на сегодня проект регулируемой системы галереи “Lenbachhaus” потребовал инвестиций в размере 2 млн. евро.

Фото 5. Расчётные значения потенциала повреждения картин («масло-холст») в зависимости от цветовой температуры излучения светодиодов в «шедовых» светильниках (оценка в соответствии с Публикацией МКО – CIE157:2004).

Фото 6. Расчётные значения потенциала повреждения картин («масло-холст») в зависимости от цветовой температуры излучения светодиодов в светящих потолках (оценка в соответствии с Публикацией МКО – CIE157:2004).

Сравнение потенциала повреждения живописных экспонатов при освещении серийными светодиодами белого излучения и светодиодными светильниками в галерее “Lenbachhaus” (см.табл. 1).

Таблица 1

Цветовая температура излученияПотенциал повреждения, Вт / (м²•лк) – стандартные белые светодиодыПотенциал повреждения, Вт / (м²•лк) – светодиоды в «шедовых» светильникахПотенциал повреждения, Вт / (м²•лк) – светодиодные модули в светящих потолках

3000 К

1,75•10-4

1,75•10-4

1,75•10-4

4000 К

2,2•10-4

2,2•10-4

2,2•10-4

5000 К

2,5•10-4

2,5•10-4

2,5•10-4

Сравнение величин допустимого (порогового) времени облучения живописных экспонатов(«масло-холст») при светодиодных средствах освещения в галерее “Lenbachhaus” и при освещении люминесцентными лампами белого света "940 white de-luxe") c высоким качеством цветопередачи. Средняя освещенность картин – 200 лк. (см.табл. 2)

Таблица 2

Цветовая температура излученияДопустимое (пороговое) время облучения (tпор)

3000 К (LED)

24 285 ч

4000 К (LED)

19 318 ч

5000 К (LED)

17 000 ч

Люминесцентные лампы "940 white de-luxe" (Тц=4000 К)

16 100 ч

Люминесцентные лампы "940 white de-luxe" с защитной УФ-плёнкой (Тц=4000 К)

22 990 ч


возврат к списку статей

версия для печати
 
Компания Точка опоры
Design by ErDM.  Разработка сайта UNISOFT
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, освещение галерей, освещение залов, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, музейные технологии, эрарта, музей воды, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро